Прошлое сооружений-тентов
Укрытия в виде тентов появились довольно давно. В древности охотники использовали самые простые конструкции, сооруженные из материалов, оставшихся после охоты. Можно вспомнить палатки бедуинов, юрты монголов, яранги коряков, палатки легионеров Римской империи.
Прорывом в сфере тентовых сооружений стал римский Колизей. По кронштейнам, которые сохранились на его стенах, можно сказать, что они были опорой стержням, к которым привязывались велариумы – огромные тенты-навесы из шелка. Они защищали головы зрителей, пришедших на мероприятие, от солнца.
Далее столь же важно значение похожая конструкция имела для цирков-шапито. Под тентом циркачи создавали свой мир при помощи небольшого количества материалов. Сказочное пространство могло вместить до 10 тысяч человек.
В середине 20 века немецкий архитектор Ф. Отто заявил о себе как о выдающейся фигуре в сфере тентовых сооружений. Сначала он проводил эксперименты с моделями, но потом перешел к полномасштабному строительству. Он создавал системы, опираясь на формы живой природы. Сетчатый тент-павильон по проекту Отто был построен в Монреале на выставке ЭКСПО-67, далее следовали проекты олимпийского стадиона в Мюнхене, Федеральной выставки садоводстве (Мангейм), аэропорта в Джидде, что в Саудовской Аравии.
Место тентовой архитектуры сегодня
Тентовые покрытия упрочнили свое положение лишь после того, как в 1983 году на конкурсы на Арку эспланады Деванс в столице Франции победит Й. Спрекельсен. В своем проекте он использовал тенты в качестве своей интерпретации пространства и времени. Спрекельсен переосмыслил тентовые конструкции: если раньше такие сооружения использовались лишь при проведении выставок или других недолгосрочных мероприятий, то он указал на возможность полноценной постройки. Использование тентов после этого прецедента значительно расширило свое влияние: магазины, вокзалы, аэропорты, покрытия, научные сооружения, промышленные здания…
Каждый год тентовые покрытия и постройки разных видов занимают от ста до трехсот квадратных километров земной поверхности. Примерами известных сооружений могут служить ангар для дирижаблей со светопрозрачным покрытием CargoLifter, который находится в немецком Бранде, корнуольский ботанический сад «Эдем», купол берлинского Центра SONY и зал «Купола Тысячелетия», площадь которого 80000 квадратных метров.
Почему же так популярны тентовые сооружения?
Усовершенствованная и разнообразная по форме архитектура, функциональность и широкий спектр творческих решений, объемность пространственной композиции, сочетание нескольких схем постройки – вот плюсы современных тентовых строений. Применение высоких технологий дает возможность осваивать новые типы объектов (гигантские оранжереи и сады), и архитектор теперь может сотворить среду любого масштаба: от небольшого домика до целого города. Сочетание стекла, металла и тентового покрытия делает перекрытие легким и изящным. Популярна архитектурная бионика, имитирующая формы живой природы с её причудливыми линиями.
Основные признаки
Преимущества этих сооружений в том, что материал устаревает так же быстро, как теряется актуальность внешнего вида. Это позволяет вносить коррективы, трансформировать здание. Принцип изменяемости сформулировал Д. Перро: открытость к переменам – одна из главных черт современной архитектуры. Также важны следующие характеристики:
- высокая скорость монтажа;
- стоимость работ и материалов довольно низкая;
- не нужны долгие согласования по строительству;
- покрытия могут быть разных цветов, на них может наноситься реклама;
- сооружения создают комфортные условия для нахождения в нем;
- низкая пожароопасность;
- конструкции легко ремонтируются;
- прекрасно сочетаются с широким спектром материалов (кирпич, стекло, металл и т.п.)
Будущее тентовой архитектуры
Изменения, произошедшие за последние десятилетия 20 века, подтолкнули тентовое строительство к автономности, полноценности. Теперь это не просто утилитарные сооружения, это самостоятельное стилевое направление – тентовая архитектура. Интересно, что оно не конкурирует с другими, а включает их черты в себя. Индивидуальность формы при индустриальных методах строительства помогает возводить такие шедевры, как сооружения Р. Пиано, Н. Гримшоу, Н. Фостер. Возможности тентовой архитектуры крайне многообразны, поэтому можно с уверенностью заявить, что за ней будущее!